На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • карюкалов вячеслав
    Действительно.«Москаляку на гил...
  • ШКИПЕР
    И этот народ мы жалеем , тогда как мирные жители Донбасса и Белгорода гибнут.«Москаляку на гил...
  • Виктор Полуэктов
    Просто без непрерывных затрат на эти войны сегодняшней паразитирующей системе существования Америки в мире как гегемо...В США одобрили фи...

Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи

Иван Айвазовский вошел в историю искусства как великий маринист — мастер изображения моря. Но были у него картины и в других жанрах: некоторые написаны в те годы, когда он только искал себя, другие — забава уже признанного мэтра. Взглянем на полотна, в которых Айвазовский узнается с трудом.

АУЛ ГУНИБ В ДАГЕСТАНЕ. ВИД С ВОСТОЧНОЙ СТОРОНЫ

Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны. 1869. ГРМ


Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ и Закавказье в 1868 году. На этой картине изображен аул Гуниб — последняя ставка имама Шамиля, где его с трудом пленили в 1859 году. Так что это полотно — не просто горный пейзаж, но и похвала русскому оружию, как это часто бывало у Айвазовского.

АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ

Афинский Акрополь. 1883. Киевский национальный музей русского искусства


В 1882 году Айвазовский женился второй раз — на вдове феодосийского коммерсанта Анне Никитичне Саркизовой. Вместе с ней он отправляется в Грецию, лишь в 1832 году получившую независимость от Турции. Художник смотрит на холм Акрополя снизу, через колонны храма Зевса Олимпийского: Парфенон уже не мечеть, и минарет рядом с ним снесен.

БОЛЬШАЯ ПИРАМИДА В ГИЗЕ

Большая пирамида в Гизе. 1878. Частное собрание


Айвазовский приехал в Египет в 1869 году — его пригласили на торжественное открытие Суэцкого канала. Также он навестил Каир и совершил путешествие по Нилу. Это было одно из многих дальних путешествий художника — недаром еще в 1853 году его избрали действительным членом Русского географического общества.

ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА НА БЕРЕГУ МОРЯ

Ветряная мельница на берегу моря. 1837. ГРМ


Год написания полотна был переломным для художника: незадолго до этого его преподаватель нажаловался на 19-летнего ученика, и картины Айвазовского по приказуНиколая I убрали с выставки. ОднакоКарл Брюллов и другие стали хлопотать за юношу, опала была снята, император посмотрел на его картины, пожаловал его деньгами и отправил сопровождать сына Константина в плавание по Балтике.

ВИД НА БОЛЬШОЙ КАСКАД И БОЛЬШОЙ ПЕТЕРГОФСКИЙ ДВОРЕЦ

Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец. 1837. ГМЗ «Петергоф»


Молодой Айвазовский показывал такие успехи в учебе, что срок его обучения был сокращен на два года, и уже в 1837 году он был выпущен с золотой медалью. Его картины начали пользоваться популярностью (например, император купил шесть работ за три тысячи рублей), получал он и специальные заказы — в том числе на виды приморских городов: Петергофа, Ревеля и т. п. Айвазовский стал отсылать все больше и больше денег обедневшим родителям в Феодосию, чем очень гордился.

ВИД НА МОСКВУ С ВОРОБЬЕВЫХ ГОР

Вид на Москву с Воробьевых гор. 1848. ГРМ


Место, откуда крестьяне взирают на Златоглавую, — не только лучшая точка обзора Москвы. Для людей того времени это была память о недавнем скандале: в 1817 году здесь был заложен первый храм Христа Спасителя. В пустоту канул миллион рублей. Восьмилетний судебный процесс закончился в 1835 году, директор стройки архитектор Витберг был сослан в Вятку. Ныне существующий храм на Волхонке был заложен в 1837 году и в год написания картины еще строился.

ВО ВРЕМЯ ЖАТВЫ НА УКРАИНЕ

Во время жатвы на Украине. 1883. Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского


У крымского уроженца Айвазовского есть целая серия малороссийских пейзажей — почти все они степные. Очевидно, его «морскую» душу вдохновляли безграничность пространств, колышущиеся под ветром травы, небесные просторы. Чумацкие арбы, запряженные волами, и далекие мельницы подобны у него кораблям и скалам, и поэтому украинские картины у Айвазовского оказываются романтическими, а не реалистическими жанровыми.

ВОСТОЧНАЯ СЦЕНА (В ЛОДКЕ)

Восточная сцена (В лодке). 1846. ГМЗ Петергоф


В пейзажах Айвазовского людей можно встретить нечасто (и, как правило, они сразу тонут). Но с Шишкиным, который приглашал помощников для написания людей и даже медведей, его сравнивать в этом вопросе нельзя: Айвазовский писать человеческие фигуры умел. Доказательство — например, эта картина в модном ориенталистском стиле, где отразились впечатления от визита в Стамбул и другие восточные города.

ДАНТЕ УКАЗЫВАЕТ ХУДОЖНИКУ НА НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ОБЛАКА

Данте указывает художнику на необыкновенные облака. 1883.
Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского


Сюжет, который выбрал Айвазовский, загадочен. Возможно, имеются в виду строки Данте в «Божественной комедии»: «Тот цвет, которым солнечный восход / Иль час заката облака объемлет».

ДВОРЕЦ КА Д'ОРДО В ВЕНЕЦИИ ПРИ ЛУНЕ

Дворец Ка д'Ордо в Венеции при луне. 1878. ГРМ


Айвазовский несколько раз бывал в Венеции. Более того, в этом городе в академии ордена мхитаристов на острове Сан-Лазар жил его брат, архиепископ армянской церкви Гавриил (Габриэл), который уже ребенком показал такие способности к обучению, что после церковно-приходской школы был послан учиться в Венецию богословию. Позже он прославился как теолог и писатель (в частности, перевел на армянский басни Крылова).

ОВЦЫ

Овцы. 1858. Омский областной музей изобразительных искусств им. Врубеля


Мирный пейзаж с пасущимися овцами создан через несколько лет после намного более драматического изображения той же натуры в картине «Овцы, загоняемые бурею в море». Сам Айвазовский приехал в год написания картины в Париж, где его брат Габриэл готовился принять чин епископа, а художник использовал все свои обширные связи и знакомства, чтобы помочь ему.

ПЕТЕРБУРГ. ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ НЕВУ

Петербург. Переправа через Неву. 1870-е. Киевский национальный музей русского искусства


Глядя на картины Айвазовского с изображением Петербурга, обычно вспоминаешь, что Петр I основал этот город именно как морской порт. Художнику нравились его укрепления, заливы, набережные. Но только не при взгляде на это полотно, холодное и неприветливое. Со своей первой женой Айвазовский развелся, говорят, как раз из-за неприязни к Петербургу и светской жизни: она хотела жить в столице и вращаться в обществе, а он предпочитал Крым и труд.

Источник

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх