На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Уфимцев
    Да не задницы они там, в Масквах-питерах подставляют... Такой поток неучтенных доходов!.. Какой же милици-полицейский..."Зачистил кишлак"...
  • Елена Филиппова
    А чего им, мигрантам, запрет на работу с отходами, ну, с мусором? Пусть бы и сортировали, там много знаний не требуется.«Список по-настоя...
  • Елена Филиппова
    А это один из способов сразу отсеять неграмотный балласт.«Список по-настоя...

Мечта человечества сбылась… в Сирии

  

   В центре Ближнего Востока проводится самый радикальный социальный эксперимент XXI века.Четыре миллиона человек. Тысячи коммун. Структура сообщества без иерархии. Кооперативная экономика. Абсолютное равенство между мужчинами и женщинами. Среди кромешной тьмы появилось более демократичное, равноправное и феминистское общество, чем в любой западной стране. По иронии судьбы это место называется «Запад » (на курдском языке — Рожава).

  Статья Дора Шалтона в приложении «ХаАрец» подробно описывает малоизвестный феномен построения в западном (сирийском ) Курдистане общества , которое можно рассматривать, как курдский вариант коммунизма, или,
как ее еще именуют, «анархо-феминистская автономия» в северной Сирии, которая является антитезой всему, что существует вокруг.

Вторая демократия на Ближнем Востоке

Израиль любит называть себя единственной демократией на Ближнем Востоке. Но, похоже, у него появился серьезный соперник

  Парадоксально , что такое общество создалось отчасти благодаря царящему вокруг хаосу. И все-таки четыре миллиона человек, семь районов, сотни кварталов и тысячи общин живут в условиях прямой демократии, невиданной со времени греческих полисов, а во многом даже превосходят ее.

Она базируется на нескольких принципах: во-первых, децентрализованная демократия, при которой общины сохраняют свой суверенитет и ведут собственную жизнь. Во-вторых, эгалитарная демократия, которая не требует преимущества одного народа перед другим. В-третьих, в ее организации женщины играют равную и жизненно важную роль. В четвертых — здесь строят справедливую и экологическую экономику, предназначенную для удовлетворения потребностей людей, а не для расширения прав и возможностей тех, кто находится у власти.

«Мы все дети деревни, — сказал Залал Сагар, председатель движения за демократическое общество в Рожаве. — Наше общество не такое, как в Европе. Мы — потомки общинного строя, который был впервые создан в Месопотамии. Вот почему наши люди хотят жить общинной жизнью. Но что произошло за последние две тысячи лет? Государства хотели разрушить общинную жизнь, чтобы общество было индивидуализировано. Теперь, благодаря войне и революции, мы возвращаемся к основам. Мы также предлагаем новое решение старой проблемы — неравенства народов».

Как и народ Израиля, курдский народ также страдал от многовековых притеснений. Но, в отличие от евреев , курды всегда оставались в одном географическом районе. Несмотря на большую численность, более 30 миллионов, и единство территории, ряд соглашений между державами в конце Первой мировой войны разделил их на группы нацменьшинств в четырех разных странах: Турции, Иране, Ираке и Сирии.

Лишь распад Ирака, а затем и Сирии создал возможность для реализации курдского суверенитета и создания государства.

Курдский Герцль

Как и Израиль, Курдская автономия сначала была идеей, а затем стала реальностью. У нее тоже есть пророк, аналогичный Герцлю. Его зовут Абдулла Оджалан, это лидер курдской Рабочей партии (РПК).

Основанная в 1978 году, РПК была вначале марксистско-ленинским движением, которое стремилось к созданию социалистического государства курдского народа в восточной Турции. Турки считали и продолжают считать РПК террористической организацией, которой она и оставалась до недавнего времени.

В феврале 1999 года в ходе спецоперации лидер РПК Оджалан был экстрадирован в Турцию и брошен в тюрьму.

В тюрьме его взгляды претерпели серьезные изменения. Он начал с изучения шумерской мифологии и написал двухтомный труд по вопросам связи первоначального государства жрецов и современного общества. Под влиянием работ многих мыслителей либерального толка, критикующих современное государство, но в основном благодаря трудам американского социолога еврейского происхождения Мюррея Букчина, Оджалан пришел к идее демократического конфедерализма.

Букчин одним из первых указал на связь между экологическим кризисом и капиталистическим обществом, и утверждал, что порабощение и уничтожение природы стало началом закабаления и человеческих существ. Чтобы предотвратить разрушение природы и общества, нужно переосмыслить его структуру. Вместо капиталистической экономики, которая стремится к безграничному росту, надо перейти к экологической, которая уравновешивает различные части. Он предложил это сделать через систему самоуправляемых общин.

Оджалан отбросил видение национального государства, которое было у него до ареста, и заменил его идеей демократической конфедерации: оригинальным синтезом социальной экологии Букчина и развивающегося курдского феминизма.

Идеология Оджалана начала распространяться среди курдов. Когда волны протеста против «арабской весны» достигли сирийской территории в 2011 году, курды стали воплощать в жизнь идею нового общественного порядка. Они не пытались строить чисто национальное государство и сформировали движение для создания демократического общества, в которое предлагалось вступить всем — курдам, арабам , армянам, ассирийцам. В январе 2014 года была подписана конституция Рожавы, в которой заявлялось о приверженности свободе для всех народов, гендерном равенстве и децентрализованной демократии.

Свобода, равенство, братство — взгляд из Курдистана

Возможно, что в Рожаве, наконец, решили извечную проблему гармоничного сочетания свободы, равенства и братства.

Как миллионам людей жить самостоятельно и свободно ? Сегодня это — главный вызов для либерализма.

В Рожаве основная единица политической организации — коммуна. Каждая коммуна состоит из нескольких десятков семей, и ее члены живут своей жизнью. Они регулярно встречаются, обсуждают важные для них вопросы и инициативы, и выбирают комитеты для решения этих вопросов с двумя председателями — женщиной и мужчиной. Исполком направляет своих представителей на следующий уровень организации- в район. Район состоит из нескольких общин, и на этом уровне уже организованы комитеты, чтобы координировать деятельность коммунн, и выбрать делегатов в кантон. Над кантоном находится совет провинции, а над провинцией — генеральный совет автономной администрации северо-восточной Сирии, в который входят 70 членов, и Сирийский демократический совет, как законодательная власть.

«Развитие Рожавы беспрецедентно,» сказал антрополог Дэвид Грабер. Это касается не только политического равенства, но и гендерного.

Арабские женщины в Сирии фактически находились на положении рабынь. Постепенно все стало меняться. Курдские женщины стали образцом для всех остальных. Теперь у них есть право на все , что есть в семье: на собственность, на деньги, на землю.

Также реально достигается и равенство между народами. Ранее говорили, что курды уничтожат арабскую нацию, желая создать курдское государство. Сирийское государство пыталось разделить курдов и арабов, но в Рожаве утверждают, что они не стремятся к созданию национального государства.

Социальная экономика и братство

Еще одно достижение курдской автономии — создание социальной экономики. Это не коммунистическая экономика, а коммунальная. Ее цель проста: служить всем гражданам. Она базируется прежде всего на создании кооперативов, основанных на универсальных ценностях, определенных международным Кооперативным альянсом: взаимопомощь, ответственность за взаимность, демократия, равенство, справедливость и солидарность.

Свет с Востока

Дор Шалтон замечает, что теоретически западные страны должны бы приветствовать Рожаву, но верно обратное. Реакция Запада варьирует от относительного безразличия и сдержанной военной поддержкм до косвенной враждебности. Ссылаясь на Грабера, он полагает, что одна из причин, по которой эксперимент в Рожаве малоизвестен, заключается в том, что на Западе уже не верят в революционные утопии. К тому же, многим либералам на самом деле не нравится идея прямой демократии. Большинство из них скептически относятся к способности простых людей управлять самими собой.

Идти по воде…

Для полноты картины стоит добавить несколько слов о разного рода подобных попытках создать «идеальное государство», где царит свобода, равенство и братство. Этот идеал обсуждался еще в работах Платона и Аристотеля. В средние века идеи народного и профессионального самоуправления были воплощены в гильдиях и союзах вольных городов, вроде Ганзейского. Сюда же можно отнести Новгородскую и Псковскую республики, а также Запорожскую сечь. Кстати в Украине принят закон о «громадах», который очень напоминает курдские коммуны. В программе нового президента Владимира Зеленского пункт о прямом народовластии стоит одним из первых.

Не забудем также про русскую общину, с которой Маркс связывал некоторые надежды, безжалостно разрушенные большевиками.

Зато меньшевики во многом воплотили идеи коллективного хозяйства в наших родных киббуцах. Не исключено, что если бы Израиль не достиг успехов в развитии науки и технологии, обеспечивших ему неоспоримое военное превосходство, киббуцы до сих пор оставались бы основной ячейкой общества.

Дело в том, что западный Курдистан продолжает жить в условиях войны, в которой для выживания необходима готовность к тотальной мобилизации всего населения, что коммуны обеспечивают наилучшим образом.

И все же так называемый либертарный муниципализм в сочетании с конфедеративным принципом является на сегодня основной альтернативой как отмирающему национальному государству, так и безжалостной глобализации.

Но евреи все-таки не сильно отстают от курдов. Уже несколько лет на севере Израиля действует неформальное объединение под названием «Галилейская инициатива», объединяющая несколько еврейских и арабских муниципалитетов, включая антропософский киббуц Хардуф.

Это сообщество решает как вопросы инфраструктуры, так и межкультурного развития и образования.

Возможно, в Галилее и в Сирии, на смену призраку, который  бродил по Европе, приведя к гибели десятков миллионов людей, действительно рождается новый мир, в котором противоречия между индивидуализмом и коллективизмом найдут гармоничное решение.

Владимир Поляк, «Детали»

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх